Внимание: OGC (Office of Government Commerce) начинает обновление третьей версии библиотеки ITIL®. Возможно, не стоит спешить с покупкой книг ITIL v3, и во всяком случае — книги «Service Strategy» («Стратегия сервисов»). Правда, на данный момент неизвестно, сколько именно придётся ждать.

В начале сентября 2009 года было опубликовано распоряжение о внесении изменений («OGC Mandate for Change Project requirements for an update to the ITIL core publications», см. ниже).

Вот его краткое содержание:

Я спрашиваю: каковы ваши конкретные предложения? Как нам спасти детей, женщин, стариков? Что вы предлагаете для этого сделать? Критиковать и злобствовать всегда легче. Выдвинуть разумную программу действий — значительно труднее.

Юлиан Семенов
«17 мгновений весны»

Почему, зачем, что именно изменится в ITIL?

Следуя принципу постоянного постепенного совершенствования, в периоды между обновлением версий библиотеки должны выполняться корректировки, поддерживающие её соответствие назначению. Эти корректировки отражаются в релизах, или редакциях. При этом принципиальные положения и структура библиотеки остаются без изменений.

Основные источники корректировок — накопленный Change Control Log (журнал контроля изменений), рекомендации Комитета по изменениям, обратная связь читателей и тренинговых компаний.

Упомянутый комитет по изменениям включает в себя шесть постоянных и двух приглашенных участников, все — эксперты-практики. Комитет формирует рекомендации, основываясь на своей экспертизе и комментариях сообщества; OGC принимает финальное решение.

Заявленные цели проекта:

  1. Обновление публикаций с учетом самых важных из накопленных замечаний
  2. Устранение выявленных несоответствий и противоречий в материалах
  3. Учёт критических замечаний со стороны читателей и тренинговых компаний
  4. Упрощение книги «Service Strategy» («Стратегия сервисов») для обеспечения её доступности более широкой аудитории

Запланированные изменения и корректировки:

  • Улучшение целостности материала книг:
    • уточнение описаний ролей и обеспечение их непротиворечивости
    • прояснение иллюстративного (а не рекомендательного) характера приведённых примеров организационных структур
  • Корректировки структуры, направленные на обеспечение соответствия всех публикаций единому плану:
    • определение целей, назначения и задач для всех процессов
    • общий подход к описанию всех процессов
  • Обеспечение там, где это применимо, соответствия другим источникам (MSP, M_o_R, PRINCE2® and P3O)
  • Предоставление чётких описаний ролей и ответственности
  • Приведение определений в тексте в соответствие с официальным глоссарием
  • Корректировка глоссария с учетом Change Control Log (журнала контроля изменений)
  • Уточнение определений и сути ролей Service Owner (владельца сервиса) и Product Manager (менеджера продукта)
  • Включение роли Service Catalogue Manager (менеджера каталога сервисов) в книгу «Service Operation» («Эксплуатация сервисов»)
  • Обновление стиля публикаций в соответствии с последними версиями рекомендаций OGC

Критерии качества

OGC приводит следующие критерии качества обновленного содержания библиотеки:

  • Использование простого английского языка, исключение идиом
  • Соответствие MSP, M_o_R, PRINCE2 and P3O
  • Целостность материала всех пяти публикаций
  • Разумное упрощение, где это возможно и уместно
  • Соответствие целям проекта, определенным выше
Вы можете загрузить документ «OGC Mandate for Change: Project requirements for an update to the ITIL core publications» (на английском языке)

Комментарии Cleverics

Роман ЖуравлёвРоман Журавлёв:

Как обычно, опубликованные намерения OGC вызывают множество вопросов.

Всех, кого в принципе интересует ITIL, теперь интересуют сроки выхода новой редакции. Многим любопытно, какие именно из 312 записей Change Control Log будут приняты в работу, а какие — отклонены. Внимательные читатели хотят узнать, как перечисленные изменения помогут достичь последней, самой загадочной цели — упрощения «Service Strategy». Всем, чей бизнес связан с ITIL (в России это в первую очередь тренинговые компании) интересно, как изменятся квалификационные требования при сдаче экзаменов, а вместе с ними — и требования к материалам курсов.

И, вероятно, у всех, кто следил за ходом проекта ITIL Refresh в 2005-2007 годах, возникают сомнения в том, что дело и в самом деле обойдется выпуском новой редакции, а не выльется в публикацию через пару лет следующей версии. Некоторые размышления на эту тему предлагает читателям IT Skeptic.

Олег СкрынникОлег Скрынник:

Сейчас сложно сказать во что именно выльется этот проект — из ассоциаций с прошлым «обновлением ITIL» уже появились на свет забавные народные названия данной инициативы: ITIL Refresh Refresh, ITIL v3 Edition 2, ITIL v3 ½ и другие. Вполне очевидно, что в целом ИТ-сообщество настроено если не негативно, то, по крайней мере, скептически и настороженно.

Я же хочу отметить два важных момента: во-первых, пусть и с серьёзной задержкой, но намерения по постоянному поддержанию актуальности библиотеки ITIL начинают воплощаться в жизнь. Во-вторых, в мягкой форме и с витиеватыми объяснениями, но всё же авторами и владельцами признан тот факт, что некоторые ключевые положения ITIL v3 (в частности, из книги «Service Strategy») так далеки от народа и от реальности, что нормальные люди понять их не в силах. Чего уж говорить об успешности сдачи экзамена ITIL v3 Foundation, который стал существенно сложнее ITIL v2 Foundation.

Не надеясь на многое, я считаю инициативу по обновлению ITIL v3 положительным моментом. А наблюдать, на мой взгляд, следует и за другими новостями — в частности, COBIT 5.

Менеджеры по работе с клиентами

Карина Усищева
Карина Усищева
Марина Колесникова
Марина Колесникова
Анжелла Шленская
Анжелла Шленская